Nurburgring. Граница космоса

Тема в разделе "История британского автопрома: Jaguar и Daimler", создана пользователем Ковалев Сергей, 24 фев 2017.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Nurburgring. Граница космоса

    За спиной с десяток гоночных треков, самых разных — больших и маленьких, простых и сложных, скоростных и не очень. Но на Nürburgring я впервые! О встрече с этим легендарным кольцом мечтают многие. У меня мурашки по спине, а сердце сжимается от одной мысли о нём... Столько побед одержано, столько неудач и, увы, смертей было в этом месте. Для тех, кто хоть немного знаком с историей автоспорта, кто хотя бы мало-мальски представляет, что такое гоночные траектории, — отведать этого асфальта всё равно, что побывать на границе с космосом.
    e746c8c45445facf8fbb6311aa2e27aa_small.jpeg
    Петля затягивает, как чёрная дыра. Профессионалы и любители годами изучают её и оттачивают тактику прохождения. Нюансов — миллиард. Траектории и режимы, которых нужно здесь придерживаться, написаны кровью. Наш сверхзвуковой Вадим Гагарин уже был здесь трижды. Я давно готовился вступить в круги счастливцев, вкусивших сложности Nordschleife, но возможность появилась только сейчас. «Ягуар» пригласил сюда несколько автожурналистов продемонстрировать свой тестовый центр, а заодно попробовать все модели линейки в боевых режимах в компании с их создателями.
    3012d0716238a99f4dac8fd36834584a_small.jpeg
    296a35fbc5f793d4a88bacb63483acc7_small (1).jpeg
    Nordschleife (переводится как Северная Петля) — это старая северная часть Нюрбургринга. Построена она была в 1925-1927 годах. Длина — 20,8 км, перепад высот — 300 метров, 33 левых и 40 правых поворотов. Но есть ещё и южная новая трасса — это трек длиной 5,148 километра, на котором проводятся чемпионаты Формулы 1, DTM, GP2, Формулы 3, 1000 км Нюрбургринга, 24 часа Нюрбургринга... Здесь всего 15 поворотов

    Итак, тест-центр. Ничего головокружительного и сверхсложного с технической точки зрения здесь нет — комплекс, на территории которого двухэтажное здание, небольшая площадка и несколько боксов, расположен в паре километров от въезда на трассу. Очень похоже на обычный дилерский центр. В главном здании конференц-зал, офисная часть и, конечно же, самое сердце — сервисная зона.
    Приехать сюда на выходные? Проще простого — пара часов автобанов от Франкфурта или час от Кёльна, и вы здесь. Гостиницы самого разного уровня в непосредственной близости от трассы, тут же под боком закусочные, бары, рестораны, сувенирные магазины — в общем, целая индустрия!

    В стае мотоциклистов, которые уже откатали свою программу на «Нюре», ни одного молодого лица я так и не увидел. До старости доживают те, у кого есть голова на плечах


    По умолчанию — она запретна, но я в «паддок» всё-таки пробрался и даже кое-что сфотографировал... Но за те недолгие пару минут никакого сверхсекретного оборудования, новейшей оснастки или агрегатов запечатлеть мне не удалось. Наверное, просто не успел — заслышав щёлкающий затвор фотоаппарата, ягуаровцы с шутками-прибаутками погнали меня прочь. Дескать, если вы сейчас же не покинете территорию, нам придётся Вас убить. Добрые.
    На задворках стоит мул закомуфлированного XF в кузове универсал, и его уже не прячут. Первый в истории Jaguar «сарай» дебютировал в Женеве этой весной и сейчас он на стадии адаптации к условиям рынков, куда его собираются поставлять. Над нюансами поведения шасси инженеры параллельно работают на «родном» английском полигоне в Гайдоне, что при заводе Jaguar/Land Rover, и здесь — на Нюрбургринге.

    Почему «Нюр»? Почему производители, которые пекутся о хорошей управляемости, — Porsche, Ferrari, Aston Martin, Mercedes, Audi — да все почти, привозят ходовые образцы именно сюда? Ответ прост и логичен. Нюрдшляйфе — одна из самых сложных и длинных гоночных трасс в мире. Прелесть трека в том, что он просто-таки соткан из каверзных мест, на которых погорела не одна тысяча профессиональных гонщиков и любителей. «Нюр» расставляет все точки над «i». Он выставляет высочайшие требования к железу и технике пилотирования. Чуть что не так, и ты в отбойнике.
    f742734baf191fbb9c955697d4bd2435_small.jpeg
    768a81af0f0650eb1106927b0a0eb756_small (1).jpeg
    и ненадлежащее изменение их углов в результате работы кинематики или эластокинематики подвески... Если у автомобиля неправильная развесовка или её критичное изменение в динамике, которое ведёт к преждевременной частичной или полной потере устойчивости или управляемости, — всё это тут же вылезает наружу. Именно по этой причине автомобилям с плохо настроенным шасси въезд сюда заказан.

    Нордшляйфе — это 20,8 километра напряжения. Ни на секунду не расслабиться. 33 левых поворота, 40 правых... Дуги самой различной кривизны. Виражи как с нормальными — во внутрь, так и с обратными уклонами. Трек заставляет думать, контролировать и постоянно перепроверять себя. Для каждого отрезка свой скоростной режим и даже своя Наука прохождения. Чтобы правильно и эффективно миновать ключевые повороты, готовиться к ним и придерживаться нужной тактики надо «задолго до». Всё осложняет рельеф — трасса трёхмерная, перепад высот — аж 300 метров. Караул, в общем!
    f742734baf191fbb9c955697d4bd2435_small.jpeg
    Jaguar XKR-S


    Что есть длинный скоростной трековый спуск, переходящий в подъём, дальнейший перегиб и сразу вираж после него? Не иначе как имитация кусочка горной дороги. Хорошенько разгоняясь перед нужными участками, инженеры-пилоты подходят к предельным режимам и смотрят, как на грани и за гранью скольжения себя ведёт автомобиль.

    Смотрят, как, например, после подброса на «трамплине» (участок Pflatzgarten I) изменяется динамика загрузки осей. А что, если за миг до этого резко осадить автомобиль тормозами? Ведь передняя ось при этом дозагрузится, а задняя — наоборот. Как шасси с такой изменённой развесовкой в следующий момент примет манёвр? Насколько будет резко развиваться занос? Что нужно изменить, чтобы было лучше, безопаснее и стабильнее?
    Нужно ли сделать жёстче упругие элементы и «зажать» амортизаторы, или наоборот? Необходимы ли поправки в алгоритмах работы системы динамической стабилизации, чтобы она чуть раньше начинала гасить скольжения? Не помешают ли корректировки назойливостью продвинутым водителям, которые умеют ездить на грани? Все эти вопросы исследуются экспериментальным путём в боевых режимах, в результате делаются соответствующие выводы и вносятся поправки в конструкцию. В общем, — целая наука, которая используется не только при разработке и доводке спортивных автомобилей, но и обычных «гражданских».

    Доводка шасси — это всегда трудоёмкий, длительный и дорогой процесс. Понятное дело, что за эти работы платит конечный потребитель. Стоит ли? Однозначно, стоит! Грамотно настроенное шасси — это не пустой звук и не забавы ради. То, что происходит с автомобилем на сухом асфальте при 150 км/ч, на обледеневшей заснеженной дороге (с небольшими отличиями) может случиться на «пешеходных скоростях». Так что хорошее шасси и рулевое управление — это всегда дополнительный шанс.
    Равно как и постоянное совершенствование навыков управления. Без головы на плечах и соответствующих навыков контраварийной подготовки прекрасно настроенное «железо» даже в окружении массы самых современных электронных помощников — совершенно бесполезно. За всё нужно платить — это понятно! Но я, как человек, исповедующий движение без опасности, рекомендую всем без исключения заняться повышением водительского мастерства. Расти всегда будет куда, даже если вы трижды считаете себя водителем-асом.
    Впрочем, вернёмся на Нордшляйфе. Для теста ягуаровцы выкатили аж четыре модели: XKR, XKR-S, XF и XJ c пакетом Sport & Speed Pack. Времени «окучить» всё не хватало, и я ограничился самым быстрым из них (XKR-S) и самым большим — XJ.

    Короткий инструктаж, шлемы и — здравствуй, Легенда! На всё про всё полдня чистого времени. Боевым порядком по трое гуськом выезжаем на трек. Головным едет инструктор на XKR, далее мы — сначала XKR-S, затем XF, замыкает колонну XJ.
    c2d2f4cedb55f96f1dc2bc754276d607_small.jpeg
    Один заезд — три круга. По завершении круга — изменение порядка следования — каждый имеет возможность проехать за инструктором по траектории, которую он показывает. Сначала вкатываемся в трассу, потом едем быстрее. От заезда к заезду темп наращивается. Но в итоге скоростной режим пелетона автоматически ограничивается возможностями громадины — XJ Sport & Speed Pack. Инструктор вынужден ждать отстающих... Но и этого мало не показалось. Я не ожидал, что по Нюрбургрингу на тяжёлом заднеприводном представительском седане можно валить с такой скоростью! Впрыск адреналина был обеспечен!
    a27e1f1c398f5b60f78c4a65dfabdc73_small.jpeg
    Утяжелённая шлемом голова с непривычки под действием ускорений бьётся то в подголовник, то в стекло. Мечемся от поребрика к поребрику, как ужаленные, да ещё и перепады эти — состояние невесомости на подскоке (тот же пресловутый участок Pflatzgarten I) через три секунды сменяется нешуточной перегрузкой на перегибе, где длинный скоростной спуск резко переходит в подъём и правый пологий поворот (участок Pflatzgarten II).

    Надо ли говорить, что такие горки на гоночном треке серьёзное испытание для вестибулярного аппарата. Мне повезло. В процессе покатушек несколько братьев-журналистов слегли с морской болезнью и на арену больше не вышли. В итоге я ездил вдвое больше запланированного. Всего — 12 кругов и 250 фееричных километров за полдня. Много это или мало? Для первого раза — явный перегруз. Впиваешься глазами в трек, прокладываешь визуально траекторию и оптимизируешь, оптимизируешь, оптимизируешь... Думаешь, пробуешь, экспериментируешь, ошибаешься и опять пробуешь... К концу усталость неимоверная, пару килограммов я точно потерял.

    Виталий Кабышев
    Фото: Виталий Кабышев и Jaguar
     
    Leshiy нравится это.
  2. Valery Dubovitsky

    Valery Dubovitsky Well-Known Member Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    11.433
    Симпатии:
    5.194
    Баллы:
    113
    Город:
    Подмосковье
    Сергей, у тебя есть инфа по трагедии на Nurburgring? Было бы интересно почитать
     
    Ковалев Сергей нравится это.
  3. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Sniper и Valery Dubovitsky нравится это.
  4. Бородатый

    Бородатый Grand Member

    Сообщения:
    171
    Симпатии:
    156
    Баллы:
    43
    Город:
    Мск
    Автомобиль:
    XF
    Комплектация:
    SV8
    Год a/м:
    2008
    Двигатель:
    SV8
    Н-Ринг самая жесть в трафике. Когда ты на позднем торможении еле-еле-еле вписываешься в поворот, кажется всё -- вот он предел человеческих возможностей... а по внутреннему радиусу парни вжик-вжик-вжик тебя как стоячего и понимаешь, что на этой трассе можно провести пол жизни вкатываясь в неё)
    Скорость 170 и боишься что машина днищем приложится об асфальт) а цепляет только передней юбкой)

    Это я к тому, что судя по тексту журики катались по перерытой трассе с ведомым инструктором, который вёл колонну на относительно безопасной скорости)
    А парней зашкаливало)))
     

Поделиться этой страницей