Откуда взялись и куда исчезли советские бензоколонки

Тема в разделе "Разговоры на авто темы", создана пользователем Ковалев Сергей, 23 май 2017.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Откуда взялись и куда исчезли советские бензоколонки
    [​IMG]
    Заправка в Москве, 1967 год. Фото Сабины Джустен

    Сегодня водитель тратит на заправку бака «минутку», не принимая остановку в расчет. А когда-то для этой процедуры требовались приличные мускулы и определенное бесстрашие.

    Пионерами автоматического дозирования бензина были увы, не мы, но советская гордость не могла мириться с такой ситуацией и вознамерилась догнать и перегнать.

    Чиновник не может ждать

    История бензоколонок началась в 1907 году в Сиэтле. Первым производителем оборудования стала компания Standard Oil of California. Бензин для автомобилей, конечно, продавали и раньше, но специализированных точек, на которых можно было заправить автомобиль, до этого времени не существовало.

    [​IMG]

    Станция заправки в Калифорнии. 1939 год. Фото: Википедия
    Первые колонки были ручными. Механические дозирующее оборудование стали устанавливать лишь в 20-х годах прошлого века. Еще через десятилетие дозаторы колонок в США стали полностью электрическими.

    В России заправочные колонки начали появляться в 1911 году, когда между Императорским Автомобильным Обществом и Товариществом «Братьев Нобель» был заключен договор о поставках так называемых «бензиновых станций». В 1914 году в России их было уже 440.

    После Октябрьской революции первая уличная колонка для общественного пользования появилась на Арбатской площади в Москве в конце 20-х годов. Но изготовителем была французская компания, поэтому колонка была очень дорогая. Сначала в конструкцию входил один распределительный баллон, затем её заменили усовершенствованной, с двумя баллонами, каждый из которых вмещал по 5 л бензина.

    [​IMG]

    Москва, Плющиха, 1947 год
    Рядом с колонкой стояла будка заправщика. Рассказывают, что он либо беспробудно пил, либо спал. Позже в Москве появилось 15 колонок от французского производителя. Но нужны были наши - недорогие, удобные, безопасные. Худо-бедно, но количество машин увеличивалось. Советские партийные деятели, которым государство предоставляло автомобили, не хотели ждать на заправке. Началась напряженная работа по разработке колонок. Их производство решили поручить в том числе ленинградскому заводу «Промет».

    [​IMG]
    «Рено» Владимира Маяковского на бензоколонке, фото Родченко 1929 г.

    Настоящая бомба

    «Промет» сыграл большую роль в становлении промышленности не только Ленинграда, но и СССР в целом. Он был основан в 1911 году на базе мастерских, занимающихся изготовлением приборов освещения и различных взрывобезопасных емкостей. В разные годы завод выпускал прожекторы, противогазы, комплектующие к военной конной тяге и даже боеприпасы – подводные бомбы и ручные гранаты.

    В 1918 году производство было национализировано и продолжало выпускать военную продукцию. Для Советской республики на «Промете» изготавливались гранаты и перископы для ружей (специальные приспособления для стрельбы из траншеи). Правда, кто-то из высших чинов пожаловался, что завод стал работать только для военных. Срочно начали выпускать продукцию «для народа». По заказам Комиссариата соцобеспечения на заводе изготавливались протезы, а по заказам Совнархоза — товары для сельской местности. Кто бы знал, что железная посуда прежде была минными или бомбовыми корпусами.

    Когда Сталин приказал начать обустройство бензозаправок советским оборудованием, лучшие инженеры «Промета» были брошены на изготовление заправочных колонок.

    Наконец, 20 апреля 1932 года в популярной в то время советской газете «Мотор» появилась заметка, привлекшая особое внимание читателей. В ней говорилось, что ленинградский завод «Промет», выпускающий разнообразную противопожарную технику, приступил к выпуску бензино-раздаточных колонок. Они впервые были изготовлены по чертежам советских инженеров. Работники завода рапортовали, что в текущем году они изготовят 300 колонок, а в следующем — увеличат выпуск в 4 раза. Это была настоящая «бомба»!

    [​IMG]
    Станция техобслуживания на Варшавском шоссе, 1977 год

    Радиолокаторы вместо бензоколонок
    Производство отечественных колонок требовало больших ресурсов: 211 кг чугуна, такое же количество железа, по 63 кг латуни и меди и 16 кг алюминия. Дороговато! Но работники завода планировали со временем уменьшить металлоёмкость сложной новаторской конструкции и увеличить функциональность ряда деталей. Под новые производства были построены помещения, куплено оборудование.

    Автомобилисты ликовали. Однако радоваться было рано.

    Завод «Промет» старался усовершенствовать колонки, но сталинские чиновники быстро перепрофилировали рабочих на создание отечественных мотоциклов, а потом — на выпуск радиотехнической продукции. На заводе был налажен выпуск первых в стране радиолокаторов.

    [​IMG]
    АЗС в Ленинграде, 1985 год
    Современные колонки совсем не похожи на старые. Работу сегодняшнего оборудования можно контролировать с помощью специального программного обеспечения. Бензоколонки могут фильтровать бензин, контролировать объём бензобака, обслуживать сразу несколько автомобилей.

    Но эксперты говорят, что в скором времени бензиновые колонки вовсе исчезнут с лица земли, поскольку на смену бензиновым двигателям приходят электрические. Недалеки те времена, когда автомобиль можно будет заправить из обычной электророзетки. И тогда посмотреть на старые добрые бензоколонки можно будет только в советских кинофильмах.

    источник http://www.eg.ru/daily/melochi/67178/
     
    Valery Dubovitsky нравится это.

Поделиться этой страницей