Как это было! Автотуризм в СССР. Дорога к морю в 60-х

Тема в разделе "Путешествия на автомобиле", создана пользователем Ковалев Сергей, 21 июн 2018.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Автотуризм в СССР. Дорога к морю в 60-х
    [​IMG]
    Под автотуризмом у нас сейчас принято понимать поездку на своей машине к ближайшему лесу, озеру или морю. Или же на машине, взятой по каршерингу, проехаться по европейской стране. Отдельные смельчаки едут в Европу на своей. Сел, завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не проехать. Бывалые, так сказать, автовладельцы проверят давление в докатке, наличие домкрата и компрессора для подкачки шин, и возьмут с собой омывайку, и доливку антифриза.

    АЗС были большой редкостью, а 2-3 заправки можно было найти в крупных городах. В те времена, навигаторов понятное дело не существовало, на картах, опубликованных в различных «Справочниках автотуриста» были проложены маршруты к популярным курортам, на которых были помечены локации с заправками. Автосервисов же тогда не было вообще в их нынешнем понимании, тогда каждый автовладелец сам себе был и СТО и шиномонтажка.
    [​IMG]
    Поездку на курорт обдумывали и готовили заранее, за несколько месяцев, так как подготовить надо было многое, в том числе и сам автомобиль, что бы не подвёл в дороге.

    Вот список запчастей и инструментов, которые рекомендовалось взять с собой в дорогу автотуристу. Такой список приводился в «Справочнике автотуриста», конкретно этот актуален для середины 60-х, в дожигулёвскую, так сказать, эпоху.
    [​IMG]
    Эксплуатационные жидкости и материалы:
    Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки.
    Смазка УС или УСс (солидол) - 1 кг, 1-13 (жировая) - 300 г
    Масло трансмиссионное - 0,5 л
    Тормозная жидкость - 0,5 л
    Дистиллированная вода- 0,5 л
    Восковая паста - 1 банка
    Изоляционная лента -1 шт
    Клей 88, БФ-2 и БФ-6 - 3 тюбика
    Шпагат - 1 моток
    Проволока железная мягкая - 1 м
    Электропровод (осветительный, высоковольтный) -1 м
    Аптечка для ремонта шин - 1 шт. Сейчас мало кто знает что это вообще такое, но у меня была одно время, я её нашел в дедушкином гараже полностью комплектной, и этот артефакт показывал всем друзьям. Там были различные заплатки для ремонта камер, клей, золотники, сырая резина…

    Золотники в сборе - 2 шт
    Мыло для стирки (хозяйственное) -1 кусок
    Сургуч - 0,5 брусочка. (это такая коричневая штука, которой в старину конверты запечатывали. Зачем она нужна была автомобилисту даже в середине 20 века – мне лично непонятно.
    Маслостойкая резина - 1 шт,
    Обтирочный материал (тряпки, ветошь)
    [​IMG]

    [​IMG]
    Перечень запчастей, которые рекомендовалось взять с собой был таким:
    Автомобильные камеры - 2 шт.
    Ремень привода вентилятора - 1 шт
    Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла -1 шт
    Стакан отстойника топливного насоса - 1 шт (грубо говоря, это был топливный фильтр в те времена)
    Прокладка стакана отстойника топливного насоса - 2 шт.
    Диафрагма топливного насоса в сборе -1 шт
    (или бензонасос в сборе, если имелся запасной)
    Конденсатор - 1 шт (в старых контактных распределителях зажигания был конденсатор)
    При наличии запасной катушки зажигания е так же рекомендовалось взять в дорогу.
    Электролампы - 1 комплект на автомобиль.
    Ротор распределителя зажигания-1 шт.
    Комплект контактов распределителя зажигания - 1 шт
    Контактный уголек крышки распределителя - 1 шт.
    Щетки генератора - 2 шт
    Свечи зажигания -1 комплект
    Предохранители - 4 шт
    Стекла передней фары и подфарника - по 2 шт
    Передний тормозной шланг - 1 шт
    Подшипники передних колес -1 комплект
    Грязезащитные резиновые чехлы - 1 шт (не знаю даже что это и для чего)
    [​IMG]

    [​IMG]
    Инструменты и принадлежности:
    Канистра для бензина - 1 шт. (но многие брали парочку)
    Воронка с сеткой для наливания бензина - 1 шт (это заправочная лейка)
    Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?)
    Губка для мойки машины - 1 шт
    Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля - 1шт
    Струбцина для вулканизации камер -1 шт
    Шланг с приспособление для переливания бензина - 1 шт (шланг с ручным насосом-грушей для перекачки бензина, была такая в советское время, да и сейчас у дальнобоев часто встречается)
    Полиэтиленовая канистра на 10 л или термос для воды -1 шт
    Карманный электрический фонарь- 1 шт
    Буксирный трос - 1 шт
    Водонепроницаемая подстилка - 1 шт
    Малый разводный ключ - 1 шт
    Ножовка по металлу -1 шт
    Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый - по 1 штуке
    Чехол для автомобиля или комбинированная тент-палатка - 1 шт
    Лопата туристическая (саперная), топорик и пила-ножовка по дереву – 1 шт. (рекомендовалось брать и топорик и ножовку)
    [​IMG]

    [​IMG]
    Ну, как вам списочек? Представьте, что загружаете сейчас всё это в машину, собираясь из Москвы в … в Крым, например. Или в Прибалтику. И представьте, что ехать вы туда будете несколько дней, ведь рекомендованной суточной нормой пробега по хорошей асфальтированной дороге было 500 км в день.
     
    SHULTZ IRON нравится это.
  2. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Правда, и скорость автомобилей тогда была невысокой, а груженный всем чем только можно придумать автомобиль автотуриста хорошо если 60 км/час по трассе мог идти. Кстати, приведенный список не включает в себя штатный набор инструментов прилагавшийся к автомобилю с завода, в него входило как правило всё, что могло понадобиться для ремонта машины даже в условиях гаража, а не в полевых.
    [​IMG]
    Ну а дальнейшая комплектация снаряжением зависела от того, какая была конечная цель на курорте, к которому держали путь. Если это был благоустроенный пансионат, то было проще, основной задачей было до него добраться. Ну а если отдыхать ехали «дикарём», а автотуризм не только в СССР но и в мире, предполагал как правило такой вид отдыха, до пансионата проще было доехать поездом или долететь самолётом, то список снаряжения пополнялся множеством всякого инвентаря.
    [​IMG]
    В первую очередь брали палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под рюкзаком.
    [​IMG]
    Рекомендовано было брать с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги – «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды, раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же автотуристам надо было предусмотреть антимоскитные сетки на боковые окна своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей», «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров». А что-то можно было сделать и самому, вырезать из листа фанеры столик на руль.
    [​IMG]
    Кажется, что всё вышеперечисленное, учитывая немалые габариты и вес продававшихся в то время туристических принадлежностей, можно разместить разве что в микроавтобусе. Но нашим дедушкам и бабушкам, желавшим отдохнуть на море «дикарями» удавалось всё это как-то размещать в «Москвичах» первого (400/420) и второго (402-407-403)семейства, «Победах», «Волгах» 21-х. и даже "горбатых" Запорожцах. В справочниках автотуриста приводились и советы, какой и где размещать багаж в машине для правильной развесовки. Был там и довольно подробный справочник медицинских советов.

    У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп.
    [​IMG]
    А ведь были еще туристы-мотоциклисты, и даже туристы на мотороллерах, правда, там список поклажи у них был куда скромнее, но и комфорта в путешествии – меньше, чем на автомобиле.
    [​IMG]
    Массово популярным (в советском понимании) автотуризм стал возможен с началом производства «Москвичей» второго поколения и «Волг» первого поколения. Недаром именно эти машины фигурируют на большинстве тематических фото и иллюстраций, связанных с автотуризмом тех лет. Эти машины отличались повышенной надёжностью, в сравнении с предшественниками, и требовали меньшего объема обслуживания. Доехать в тот же Крым и вернуться домой, не меняя масло, это тоже был прогресс. Немаловажным был и выросший уровень комфорта в салонах машин. К примеру, переднее сиденье «Москвича» в разложенном виде образовывало в салоне большое спальное пространство, соединяясь с задним. С полноценной кроватью в отеле это несравнимо, но уже хоть что-то.
    [​IMG]
    О существовании жилых прицепов-трейлеров большая часть советских автотуристов, даже не подозревала. В СССР они не производились, хотя в 1958 году попытка создать что-то подобное была предпринята на РАФе и называлась «Кемпер». Выглядел он вот так, но в производство не пошел.
    [​IMG]
    Заядлые любители автотуризма пытались строить что-то своими силами. Вот одна из таких попыток, автоприцеп- трейлер «Теремок», иллюстрация из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Конечно это уже не палатка, но и до функционала американских прицепов-трейлеров далековато.
    [​IMG]
    Автотуризм выходного дня был более распространенным явлением, чем на курорты, в ближайший лес или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай. Ехать рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа…
    [​IMG]
    С появлением более надёжных и более скоростных машин, «Москвича» 408 и особенно – 412 семейства, "Запорожца" 966 серии и вазовской «Копейки», на которых можно было преодолевать значительные расстояния, популярность внутреннего автотуризма в СССР неуклонно росла, но инфраструктура для него, к сожалению, в необходимых объемах так и не появилась.
    [​IMG]
    Тем не менее, поездка в отпуск на своем автомобиле оставляли отдельные от основного отдыха впечатления, и каждое лето всё больше и больше автотуристов устремлялись к тёплым морским побережьям.

    источник
     
    SHULTZ IRON и ШонXF нравится это.
  3. ШонXF

    ШонXF Well-Known Member Член Клуба JCR

    Сообщения:
    1.020
    Симпатии:
    797
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    Авто другой марки
    Автомобиль #2:
    XF
    Комплектация:
    4matic
    Год a/м:
    2021
    Сам не ездил, но об эпической семейной поездке в Болгарию (курица не птица, Болгария не заграница) в 60-х дедушка с бабушкой вспоминали все мое детство) Книгами "Из Белоруссии в Прибалтику" нас не напугать -бег-
     

Поделиться этой страницей