Иномарки в СССР: родом из Чехословакии

Тема в разделе "История автомобильных марок мира", создана пользователем Ковалев Сергей, 16 май 2017.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Иномарки в СССР: родом из Чехословакии


    Принято считать, что иномарок в СССР не было. Но это не так. Вспомним некоторые зарубежные модели советского прошлого. Например, легковые машины Чехословакии
    В Совете экономической взаимопомощи существовало условное разделение труда. Скажем, автобусы на всех строили в Венгрии, а полноприводные автомобили повышенной проходимости — в СССР. Хотя государства соцлагеря старались развивать производство разных машин. А уж Чехословакия, которая и до Второй мировой обладала множеством автомобильных заводов, — и подавно.

    Воздушные приключения
    Удивительные легковые Tatra c двигателями V8 воздушного охлаждения, независимыми подвесками и обтекаемыми кузовами попадали в СССР еще до Великой Отечественной, но в мизерных количествах. Впрочем, и делали таких автомобилей совсем немного. После войны «Татры» повезли в Союз в качестве трофеев. Одна из них, модели 87 с трехлитровым 75-сильным воздушником V8 с пробегом меньше 100 км, попала в руки Рэму Всеволодовичу Меркулову — сыну министра госбезопасности.

    [​IMG]
    Tatra 87 1940 года Р.В. Меркулова эксплуатировалась полвека. Эту машину в Москве в советские времена знали все, кто интересовался ретроавтомобилями
    Меркулов-младший полвека ездил на этой машине 1940 года выпуска. А тогда, в середине 1940-х, Tatra 87 попалась на глаза бывшей однокласснице Рэма — дочери всесильного генералиссимуса — Светлане Аллилуевой. Необычный автомобиль ей очень понравился. И вскоре в Москву на самолете привезли черный седан Tatra 87 в подарок вождю всех народов. По одной из версий, случилось это именно потому, что Светлана намекнула о желании получить «Татру» кому-то из приближенных отца. Мало того, Рэм Всеволодович рассказывал, будто Сталин был этим недоволен. По другой версии, чешские товарищи сами проявили инициативу.

    [​IMG]
    Tatra 87 в послевоенной версии. Такие выпускали до 1950 года и поставляли в СССР. Этот экземпляр долго жил в Латвии, нынче хранится в Рижском мотор-музее
    Так или иначе, Светлана некоторое время пользовалась чешской машиной. И не она одна. По разным оценкам в СССР привезли от тридцати до полутора сотен 87-х для высокопоставленных чиновников и военных. В частности, таким автомобилем владел генерал (позднее — маршал) Еременко. Доказательством, что заднемоторных Tatra 87 в СССР было немало, служат... наши дни. Чешские седаны попадаются до сих пор — еле живые, а иногда уже и отреставрированные.

    Подарок Сталину — кабриолет на базе Tatra T600 — в 1970-е вернулся на родину и после реставрации занял место в музее в Копрживнице
    Модель Tatra 87 выпускали до 1950 года. До 1952-го собирали более простую и компактную модель T600 Tatraplan с 4-цилиндровым мотором. Такие автомобили, по некоторым данным, в СССР тоже завозили. Они, пусть и редко, встречались в Москве до конца 1970-х.

    Зато практически всё известно о трех автомобилях, привезенных из Чехословакии в 1949-м в подарок на 70-летие Сталина. Не уверен, что юбиляр даже видел эти машины и уж точно никогда на них не ездил. Среди презентов был элегантный светлый кабриолет, построенный на базе Tatra T600 в единственном экземпляре. Кроме того, вождю адресовали компактный, но особо отделанный Aero Minor — переднеприводный, с 2-цилиндровым двигателем (концепция довоенных немецких DKW) и кабриолет Skoda 1101 Tudor. О «Шкодах» поговорим ниже, а пока вернемся к «Татрам» с воздушными двигателями.

    В СССР встречались седаны Tatra 603 нескольких поколений. Некоторые машины живы до сих пор
    Модель Tatra 603, которую выпускали серийно с 1955 по 1975, в странах социалистического лагеря считали представительской. И не без оснований: просторный седан оснащали V-образной «восьмеркой» объемом 2,5 л (позднее — 2,4 л) мощностью 70-78 л.с. В небольших количествах такие машины поставляли и в СССР. Разумеется, не для частников, а в качестве служебных для начальников среднего ранга. Скажем, ездили на чехословацких седанах некоторые директора институтов Академии наук. Чехословацкие Tatra 603 неоднократно засветились в кинохронике, фиксировавшей московские улицы, и даже в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Там машина мирно стоит у тротуара столичной улицы в ряду «Волг» и вызывает законное любопытство таксиста, направляющегося за папиросами.

    Tatra 613 на испытаниях на Дмитровском полигоне
    Во второй половине 1970-х в СССР стали приходить и новые Tatra 613. Просторный элегантный седан (дизайн разрабатывали итальянцы) оснащали двигателем V8 рабочим объемом 3,5 л с двумя карбюраторами мощностью 165 л.с. Автомобили развивали 190 км/ч, и по этому показателю в СССР с «Татрами» могли сравниться только правительственные членовозы и специальные мелкосерийные версии «Волг» с моторами V8 и роторные «Жигули». Правда, при этом «Татры» слыли довольно капризными, особенно в настройках мотора.

    Служебная Tatra 613 на Васильевском спуске в Москве
    Машины поступали, прежде всего, в силовые структуры и тоже засветились в нескольких картинах, иногда даже с красными мигалками на крыше. В перестроечные времена «Татры» быстро стали уходить из государственных органов в руки частникам.

    Работали 613-е «Татры» и в милиции
    Бабушки «Октавий» и дедушки «Йети»
    Автомобили Skoda тоже приходили в Союз после войны в качестве трофеев. Помню несколько машин, которые частники эксплуатировали в Москве еще в 1970-х. Легковые (о грузовиках разговор был особый) автомобили этой марки в СССР привозили в мизерных количествах.

    Skoda 440 — одна из немногих поставленных в CССР
    В заводском архиве сохранились данные: с 1947 по 1955 в СССР отправили 11 автомобилей, в 1956-1959 — 18 машин моделей Skoda 440 и 445, в 1964-1978 — 17 автомобилей. В свободной продаже чешских машин, понятно, не было. Вероятно, это были экземпляры для изучения на наших автозаводах и в НАМИ, а также — подарочные. Скажем, упоминают седан Skoda 1000 MB, который Брежнев вручил на свадьбу своей дочери Галине. В Млада Болеславе утверждают, что Леониду Ильичу в начале 1970-х отправляли и купе Skoda 110R. Седан Skoda 100L в начале 1970-х подарили семикратному чемпиону мира по популярным тогда мотогонкам по льду Габдрахману Кадырову, который выступал, разумеется, на чешских мотоциклах Jawa.

    Фургонов Skoda 1201 в СССР было довольно много
    А вот поставки с завода Skoda в городе Врхлаби были куда многочисленней, чем с предприятий в Млада Болеславе и Квасинах. В СССР остро не хватало фургонов малой грузоподъемности и санитарок. Роль последних до появления «Рафиков» и «Волг» ГАЗ-22 выполняли немногочисленные ЗИС-110 и ГАЗ-12 ЗИМ, а также кареты скорой помощи на шасси ГАЗ-51. Компактные фургоны и вовсе делал лишь МЗМА.

    [​IMG]
    Универсал Skoda 1201 STW в Москве
    В 1957-м в СССР стали поставлять фургоны и санитарки (реже встречались универсалы) Skoda 1201 на базе седана 1200. Достаточно вместительные (побольше «Москвича», но чуть меньше «Волги») машины оснащали моторами рабочим объемом 1,2 л мощностью 47 л.с. Позднее импортировали модернизированную версию Skoda 1202 с передком в стиле модели Octavia. Ежегодные поставки грузопассажирских автомобилей доходили до 3000 штук, а всего с 1957-го по 1968-й в СССР поступило 15 806 экземпляров моделей 1201 и 1202.

    [​IMG]
    Санитарная Skoda 1202. Из таких машин, попавших после списания в руки частников, вынимали все «лишнее» и ездили на них потом десятилетиями
    Списанные из автобаз машины уходили, как правило, не на свалку, а в частные руки водителей и слесарей. У бережливых изобретательных владельцев автомобили жили десятилетиями. Всплывают фургоны и универсалы Skoda даже сегодня. Правда, как правило, в плачевном состоянии, реже — отреставрированные. Ну а уж некогда престижные седаны Tatra нынче и вовсе мечта многих коллекционеров. Еще бы! Ведь эти машины — артефакты истории двух уже несуществующих стран, ЧССР и СССР.

    [​IMG]
    Семикратный чемпион мира, мотогонщик Г. Кадыров, в подаренной ему Skoda 100L

    Сергей Канунников
    Фото из архива автора

    источник https://auto.mail.ru/article/64851-inomarki_v_sssr_rodom_iz_chehoslovakii/
     
  2. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Иномарки в СССР: народная дипломатия
    Вопреки расхожим легендам, иномарки в СССР были. И не только у иностранцев. Купить заграничную машину советскому гражданину было проще, чем теперь кажется. Другое дело, что, как правило, только сильно подержанную, да и требовала такая покупка не только немалых денег, но и некой смелости.
    [​IMG]
    Некоторые трофейные автомобили оставались на ходу вплоть до 1980-х. Таких Мерседесов семейства W143 было в СССР довольно много. После премьеры в 1973-м картины «Семнадцать мгновений весны» стали говорить: «Как у Штирлица».


    Новых иномарок у советских граждан практически не было. Если не считать единичные экземпляры типа купе Matra Jet, подаренного Гагарину, или умопомрачительного по тем временам седана Citroen DS, переданного в качестве презента прославленной балерине Майе Плисецкой самим Пьером Карденом. Остальные, даже очень известные люди, скажем, Владимир Высоцкий, иные актеры, композиторы, режиссеры привозили из-за рубежа подержанные автомобили. Никакого специального разрешения, по крайней мере в 1970-е, на это не требовалось. С важной поправкой: сделать это могли люди, имеющие законные с точки зрения государства доходы. А вот таких было совсем немного. Впрочем, недорогие иномарки привозили и прибалтийские моряки.

    [​IMG]
    Chevrolet Styleline начала 1950-х c московскими номерами стандарта до 1959 года. Автомобиль жил в московском дворе еще в конце 1970-х. Выезжал, правда, редко.
    [​IMG]
    Этот BMW 321 много лет исправно служил обычной машиной для повседневных семейных нужд. Многие иномарки 1930-1940-х обрастали отечественными деталями, что и продлевало их нелегкую жизнь.

    Но сначала, гораздо раньше, сразу после войны в страну завезли немало (десятки тысяч) трофейных автомобилей. Самые дорогие и роскошные — Майбахи, Хорьхи, большие Мерседесы — попадали, разумеется, партийным, советским и военным начальникам в качестве служебных автомобилей, куда реже — личных (демонстрировать повышенное благосостояние было пока не модно, а отчасти даже опасно). Фронтовики привозили машины попроще. Покупали трофейные автомобили и непосредственно в СССР. Но право на приобретение граждане получали через предприятие, где работали. Впрочем, в известной мере эта схема сохранялась потом десятилетиями.

    [​IMG]
    Редкий в наших широтах Land Rover с частными московскими номерами. Середина 1970-х.

    Армию трофейных автомобилей пополнили американские, которые в 1940-е привозили в СССР, опять же для начальства. Довольно скоро начальники стали пересаживаться на отечественные автомобили, а их машины переходили в руки шоферов, механиков и прочих простых смертных. В хороших руках старенькие иномарки,в том числе некогда престижные, и ездили до 1980-х, В СССР они были просто транспортом. Немногие чудаки-любители ценили Хорьхи и Мерседесы не только за вместимость. Но о довоенных автомобилях в СССР поговорим как-нибудь отдельно и подробнее. А пока…

    [​IMG]
    Совсем уж раритет — австралийский Holden EG 1963 года, привезенный в Москву в 1973-м, видимо, дипломатом. Лет десять назад машину продавали. Может, и надо было купить!
     
  3. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    В СССР в 1960-1980-х можно было приобрести и вполне современные, хоть и подержанные машины. Ведь иностранные дипломаты, бизнесмены, журналисты рано или поздно уезжали из Союза. А везти с собой поезженный автомобиль им в голову не приходило. Они продавали машины здесь, но, естественно, не на рынке, а через Управление по обслуживанию дипломатического корпуса (УПДК). Эти автомобили и попадали к советским гражданам. Но, конечно, не ко всем. Денег для приобретения вожделенного импортного чуда было мало, необходимы были знакомства. Впрочем, в советской системе они нужны были для приобретения любого дефицита — от хорошего мяса до финских женских сапог.

    [​IMG]
    Величественный довоенный Cadillac серии 60 много лет был просто повседневным транспортным средством. На моей памяти превратился из синего в белый, заимел двигатель от «газона», а потом и вовсе пропал из вида.
    [​IMG]
    Ford Taunus 17 M модели 1959 года с номерами Московской области. Автомобиль догнивает ныне на широко известном «музейном» кладбище в Тульской области.


    Граждане, способные заплатить за Мерседес или американский аппарат 30–40 тысяч рублей (Волга в 1970-х стоила 9000 с небольшим хвостиком), водились. Вот здесь и начинался бизнес, который, как и любой бизнес в СССР, становился криминалом. Официально машины оценивали куда дешевле, чем могли заплатить мечтающие о вожделенной иномарке. Иногда вполне «живые» экземпляры попросту оформляли как аварийные и к эксплуатации не пригодные. По Москве ходили истории о Романе Саголове, который служил механиком в УПДК, ловко манипулируя связями и знакомствами, наваривая на перепродаже иномарок огромные по тем временам деньги. Отсидел он, говорят, относительно немного. Но бизнес вокруг приличных, относительно свежих иномарок, после того как Саголов его покинул, вполне логично, никуда не делся.

    [​IMG]
    Ford Mustang 1969 года принадлежал танцовщику и балетмейстеру Шамилю Ягудину.


    Советские знаменитости — актеры, писатели, музыканты, как правило, покупали иномарки именно через УПДК.

    Но рано (реже — поздно) счастливые владельцы начинали испытывать все «радости» обладания зарубежным чудом. Его ведь надо было обслуживать и ремонтировать. Официально занималась иномарками единственная в Москве станция на Сельскохозяйственной улице. Но, судя по отзывам очевидцев, особых чудес там не было. А ведь нужны были еще запчасти. А если авария? Говорили, что за дверь Мерседеса просили 800 рублей! Это когда месячный заработок в 200 рублей считали очень хорошим...

    Уставшие от всех этих проблем владельцы избавлялись от машин. Часть из них спокойно можно было купить в 11-й секции, на так называемой «обезличке» (туда машину сдавали на комиссию) — площадке справа от главного входа в знаменитый магазин «Автомобили» в Южном порту. Правда, там стояли уже очень сильно замученные жизнью экземпляры. Те, что получше, уходили не доезжая до этой стоянки. Как и с советскими автомобилями, и покупателю, и продавцу было выгодно оценить машину как можно дешевле, поскольку государство брало со сделки свои 7%. Поэтому основную оговоренную сумму передавали из рук в руки. Только суммы эти были иными, чем платили за Запорожец или даже за Жигули. А значит, вокруг появилось немало мошенников, а в 1980-е уже и откровенных бандитов.

    [​IMG]
    Огромная редкость в СССР — Porsche 911. Этот экземпляр принадлежал легендарному персонажу эпохи СССР Виктору Луи — так называемому независимому журналисту, корреспонденту западных изданий, выполнявшему щекотливые поручения КГБ, владельцу роскошной дачи и нескольких редких автомобилей.
    [​IMG]
    Океанолог Александр Вершинский восстановил заднемоторный Porsche 914 практически из руин.


    Но настоящие фанатики и умельцы покупали даже, казалось бы, безнадежно убитые, аварийные экземпляры и ценой неимоверных усилий превращали их в красавцев, на которые потом с завистью заглядывалась на улицах публика. Иногда делали из двух машин одну. Так, известный в Москве реставратор и коллекционер Ярослав Зузик (владелец, в частности, прекрасно восстановленного предвоенного кабриолета Mercedes-Benz 540K) одно время ездил на двухдверном Chevrolet: передняя часть — от модели 1959 года, задняя — 1955-го. Иногда восстановленный автомобиль оформляли на техпаспорт от другой модели. Но для этого уже необходимы были знакомства и в ГАИ. В общем, отдельный огромный и сложный мир…

    [​IMG]
    Buick Riviera GS, помятый в аварии неким дипломатом и восстановленный Ярославом Зузиком, неизменно собирал на улицах толпы любопытных.

    Переходя из рук в руки, иномарки ездили, пока их хоть как-то можно было поддерживать на ходу. Даже в середине 1980-х трудно было представить, что импортные автомобили (и даже новые!) станут для наших граждан прозой жизни. А ведь стали…

    источник https://www.zr.ru/content/articles/906441-inomarki-v-sssr-narodnaya-dipl/
     

Поделиться этой страницей