Запасное колесо / докатка

Тема в разделе "Разговоры на авто темы", создана пользователем Ковалев Сергей, 21 мар 2017.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Что плохого в докатке?
    Нужна ли российским автолюбителям полноразмерная запаска или достаточно оснастить автомобиль докаткой?

    Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

    [​IMG]
    Renault Kaptur

    Если рассуждать, что моноприводную версию Каптюра выберут, в основном, горожане для режима «дом-дача», то им, возможно, докатки и хватило бы. Но у Каптюра все наоборот. О чем думали в Renault, определяя, что полноразмерная запаска полагается только моноприводной версии, а полный привод будут оснащать неполноценной докаткой?


    Думали о хорошем
    Ну, вероятно, в первую очередь о том, что на «монопривод» придется большинство продаж. А также об объеме багажника (хотя у Каптюра он всё равно не рекордный). Россияне в числе прочего высоко ценят большие багажники. Но вот докатки откровенно недолюбливают. И не случайно испытатели ЗР в наших тестах снижают оценку, если у достаточно массовой модели нет нормальной запаски! Уже хотя бы потому, что докатка в нашем сознании автоматически ухудшает приспособленность любых машин к дальним поездкам и путешествиям. А тем более кроссоверов, которые в иной рекламе покоряют чуть ли не полное бездорожье — то есть стимулируют к поиску приключений для шин.
    И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.


    [​IMG]

    Всем иным методам решения проблемы пробитой шины россияне традиционно предпочитают установку полноразмерного запасного колеса. Мы так привыкли и так надежнее.


    С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

    Ремкомплектом по бездорожью
    Строго говоря, нас постепенно готовят к тому, что никаких запасок в скором времени не будет вообще. Отчасти это связано с проблемами компоновки, а отчасти с необходимостью снижать расход топлива (минус масса запаски, домкрата, ключа — уже кое-что). Иногда в качестве аргумента приводят цифры — 70% водителей не умеют или не хотят заменять колесо самостоятельно. (Интересно, насколько ниже этот процент в России, чем в мире?)


    [​IMG]
    Шинный ремкомплект может быть чрезвычайно насыщен, но на деле нередко бесполезен. Сильный боковой порез он не вылечит. Обнаружить небольшой прокол в полевых условиях не всегда простая задача. И многие ли возьмутся латать дыру, скажем, под дождем или на морозе?


    Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

    источник https://www.zr.ru/content/articles/905861-chto-plokhogo-v-dokatke/
     
    Leshiy нравится это.
  2. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

    [​IMG]
    Среди шин RunFlat с усиленными боковинами есть относительно доступные по цене модели. Но не везде в России они в полной мере пригодны и дают гарантию доезда — расстояния между пунктами шиномонтажа местами достигают 200–300 км.


    Шины RunFlat идеально подходят для водителей, которые не планируют вообще выходить из машины из-за пробитого колеса. Но обладают рядом недостатков, затрудняющих их перевод на массовые машины. Они существенно дороже, тяжелее и жестче, требуют продвинутых, заточенных под RunFlat подвесок и датчиков давления, чуть быстрее изнашиваются, да еще и ремонтопригодны только в особо благоприятных случаях. Такой RunFlat нам не нужен! Мы к нему не готовы, хотя заводы заверяют, что 12% мировых водителей уже выбрали безопасные шины RunFlat.


    Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

    Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

    Докатка — добро или зло?
    Единственный очевидный её плюс — она занимает меньше места и позволяет сконструировать более рациональный багажник. То есть при прочих равных условиях мы получаем багажник чуть больше, чем он мог бы быть. Это факт.

    [​IMG]
    Классическую докатку все чаще обозначают яркими цветами — желтым, красным, оранжевым. Это поможет окружающим водителям понять, что ваша машина хромая и может вести себя не вполне адекватно.

    Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).


    И совершенно точно при рекомендованном заводами ограничении скорости в 80 км/ч докатка портит управляемость и увеличивает тормозной путь. Если стоит спереди, то при разгоне машину ощутимо уводит в сторону более широкой шины (при торможении — наоборот). А при установке сзади испытатели ЗР несколько лет назад не рискнули делать упражнение «переставка» на мокром асфальте — хватило впечатлений от сухого.

    Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

    Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.


    [​IMG]
    Один из способов сохранить полноценную запаску в случае, когда завод не предоставил для нее места. Решение несложное и очевидное, но потребует определенных усилий и инвестиций.


    Не пора ли внести в законы оговорку для докаток, которые давно перестали быть единичным явлением? Например: «Эксплуатация запасного колеса временного использования (аварийного колеса), предусмотренного изготовителем ТС, разрешена только в случаях и режимах, оговоренных изготовителем».

    Надо привыкать!
    Не так давно некоторые модели, чьи багажники были отформованы под докатку, для российского рынка модернизировали — комплектовали полноценной запаской, а пол выравнивали пенопластовыми вставками. Сегодня ситуация иная, и скорее вы столкнетесь с тем, что докатка отличается по внешнему диаметру от штатного колеса. Заводы и дилеры не считают, что перспектива ехать с перекосом всего кузова — неприятная во всех смыслах. Подавляющее большинство машин в мире уже продают с докатками. Вероятно, следует смириться и признать, что докатки — лучше, чем ничего или ремкомплект. И надеяться, что по-прежнему далек тот день, когда «запасное колесо временного использования» появится на всех Ладах в первичной комплектации.



    источник https://www.zr.ru/content/articles/905861-chto-plokhogo-v-dokatke/
     
    Leshiy, vas'ka_kot и Valery Dubovitsky нравится это.
  3. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    История путешествия запасного колеса по автомобилю
    Где только не побывало запасное колесо с развитием автомобиля. Вспоминаем, от каких компоновочных решений в итоге пришлось отказаться и где прижилась современная запаска.

    Первое время существования автомобилей вопрос с запасным колесом не стоял в принципе. Ведь поначалу шины были или сплошными резиновыми, или их не было вовсе. Колеса могли быть полностью стальными или деревянными. Понятное дело, что замена если и требовалась, то очень редко. Но вскоре автомобили стали обуваться в пневматические шины, повредить которые было легче простого. Ровных и твердых дорог на заре автомобильной цивилизации было мало. А острых камней и всякого мусора под колесами предостаточно. Потому в начале века с собой возили по две… запасные шины. Да, именно шины. Ведь колеса по-прежнему были несъемными, по крайней мере в полевых условиях. Крепили запаски обычно по правому борту, рядом с водителем. Тогда руль у всех автомобилей был еще справа, а правой двери не было в принципе. Ведь с этой стороны располагались рычаги трансмиссии и тормоза.



    [​IMG]

    Cadillac Model 30 1910 года. На правом борту отчетливо видны две запасные шины. Водителю они не мешают, ибо правой двери все равно нет.


    С развитием автомобиля менялось и запасное колесо. Колеса стали съемными, а запаска уже представляла собой колесо, сбортированное с шиной. Поначалу запасному колесу отвели место на задней части автомобиля. Но уже в 20-х годах стали появляться автомобили с кофром для багажа. И в этом случае запасное колесо отправлялась на борт за передним крылом. У кого-то справа, у кого-то по левой стороне. Время шло, и в конце 30-х годов стали появляться модели с интегрированным багажником, а не отдельным «сундуком». Туда стали отправлять и запаску. Сначала она просто лежала, занимая полезный объем. К 60-м годам, когда объем багажника начал неуклонно расти, а диаметр колес, напротив, уменьшаться, запасное колесо частенько располагали вертикально у стенки багажника. Но через некоторое время запаска вновь стала мешать, занимая место в багажнике. Тогда появились специальные ниши для запасного колеса под полом багажника. Там в большинстве случаев она лежит до сих пор.



    [​IMG]
    Долгое время запасное колесо у Ленд Роверов (на фото Land Rover Series III 1971 года) лежало на капоте. Учитывая высокую посадку и такую же линию лобового стекла, обзору оно почти не мешало.


    Но разместить пятое колесо в багажнике удавалось не всегда. С ростом числа компактных автомобилей вновь возник вопрос о месте для запаски. Иногда ее отправляли под капот. Такие решения встречались и у нас (Ока, Нива, Таврия). На вседорожниках запаска нередко вешалась на дверь багажника. Причем и сегодня встречаются модели с запасным колесом на пятой (или третьей) двери. В последние лет пятнадцать полноценное запасное колесо нередко уступает место докатке. Причина во все той же экономии места в багажнике. Ну а с появлением шин Runflat, не боящихся прокола, необходимость в запаске и вовсе отпала. И некоторые производители, например BMW, не предусматривают для нее места в принципе. И все же риск повредить шину на дороге, а тем более у нас в стране, велик до сих пор. Потому в ближайшие десятилетия мы вряд ли откажемся от запасного колеса.

    О том, как именно кочевала по автомобилю запаска, в каких закоулках кузова ей удалось побывать за последние сто лет, можно узнать из нашей фотоподборки.

    источник https://www.zr.ru/content/articles/903860-kuda-polozhit-zapasku-istoriya/#
     
    vas'ka_kot, Ильюха и Valery Dubovitsky нравится это.
  4. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    Проблема запасного колеса в автомобиле. Обзор-рассуждение
    Запасное колесо, или почему большинство современных автомобилей не предназначены для путешествий
    [​IMG]
    Вероятно, все согласятся с утверждением о том, что современные автомобили за прошедшие десять лет стремительно эволюционировали. Это касается всех основных эксплуатационных показателей, таких как безопасность, скорость или комфорт. При этом непосредственной связи с моделями родом из «нулевых» практически не осталось – агрегатная и компонентная база сделали шаг вперёд.

    Если проанализировать результаты краш-тестов современных автомобилей по методике EuroNCAP, которая постепенно ужесточает требования, то будет явно прослеживаться положительная динамика. То же самое можно сказать и о динамических показателях нынешних моделей. Например, заряженный переднеприводный хетчбэк 2017 года выпуска вполне может дать фору полноприводному спорткару десятилетней давности на гоночном треке в Нюрбургринге. Вы могли себе такое представить? Volkswagen Golf GTI Clubsport S показывает гораздо лучшие результаты на одной из самых сложных гоночных трасс в мире, чем Porsche 911 GT3 RS (997) или Mercedes-Benz SL 65 AMG Black Series, мощностью 670 л.с.

    В своё время такие опции как двухзонный климат-контроль и подогрев сидений в Volkswagen Golf пятого поколения казались верхом возможного оснащения. Сейчас же в том же Volkswagen Golf, но уже седьмого поколения, вы можете ответить на звонок взмахом руки, словно немного раздражённый дирижёр оркестра. К сожалению, прогресс иногда обходится недешево, и одним из самых больших недостатков интенсивного повышения скорости, улучшения безопасности и комфорта является то, что большая часть устройств и узлов, способствующих этому, сокращает внутреннее пространство.

    [​IMG]

    Для того чтобы обеспечить возросшую динамику потребовалась масса новых узлов и агрегатов, которые занимают место в подкапотном пространстве. Турбокомпрессор при своих достаточно компактных размерах нуждается в системе трубок, а также интеркулере, что делает конструкцию заметно массивнее. Это не доставляет неудобства до тех пор, пока всё удаётся разместить под капотом.

    «Пока у меня достаточно места для пассажиров и их багажа, я готов пойти на компромисс», - скажете вы. Отчасти вы будете правы, но вот попытки улучшить аэродинамику за счёт плоского днища автомобиля или заднего диффузора существенно сказываются на объёме багажника. То же относится и к дифференциалу повышенного трения в задней оси.

    «Ладно, но что если мне не нужен спортивный автомобиль, а нужно всего лишь транспортное средство для семьи и перевозки вещей? Просто удобный и безопасный автомобиль?». Для того, чтобы выполнить такие требования, автопроизводители применили при конструировании метод создания ячеек безопасности и зон смятия, что также негативно сказывается на объёме салона и багажника.

    [​IMG]

    Если продолжить разговор о комфорте, то современные автомобили бизнес-класса могут предложить владельцу и пассажирам аудиосистемы с качественным звуком, не уступающим профессиональным студийным устройствам. Для этого используются многоканальные системы с динамиками высоких и низких частот, требующие определённое пространство для установки и нормального функционирования.

    Если же вам потребуется автомобиль, способный сглаживать все дорожные неровности, то к вашим услугам пневматическая подвеска с электронным управлением. Следует, однако, понимать, что у подобных механизмов нет компактных версий. Например, вы не можете заказать полноприводное купе S-Class от Mercedes с функцией активной курсовой устойчивости. Вам могут предложить либо полный привод 4Matic AWD, либо данную систему, но уже в автомобиле с заднеприводным исполнением. Всё это обусловлено нехваткой внутреннего пространства для одновременного размещения всех механизмов.

    Всё вышеперечисленное вполне понятно, но мы ещё не подошли к самым важным аспектам вопроса.

    [​IMG]

    Итак, мы выяснили, что современные автомобили прошли долгий путь эволюции за последние десять лет. Но есть механизм, который оказался практически неподвластен времени – это колесо. Если оно имеет пробоину или разгерметизировалось ввиду наезда на дорожную неровность, проблему требуется устранить немедленно, вне зависимости от того, где вы находитесь. И это, пожалуй, одна из самых больших неприятностей для автомобилистов, путешествующих в незнакомых краях.

    Разумеется, проблема решается очень просто – заменой колеса, с чем справится даже новичок, «Так в чём же суть претензий?» - спросите вы. Дело в том, что для замены повреждённого колеса потребуется запасное. В этом и заключается основная проблема, о которой мало кто задумывается, пока не столкнётся лично, ведь жертвой нехватки внутреннего пространства уже стала неотъемлемая ранее запаска.

    У запасного колеса есть три свойства – оно увеличивает снаряжённую массу автомобиля, занимает внутреннее пространство, но при этом чрезвычайно удобно в случае возникновения непредвиденной ситуации. К огромному сожалению, первые два свойства, являющиеся недостатками, превалируют над последним — неоспоримым преимуществом. В качестве компромиссного варианта автомобилистам были предложены так называемые «докатки» - уменьшенные по ширине версии запасного колеса, существенно более лёгкие и компактные.

    [​IMG]

    Некоторые производители дорогостоящих моделей оснастили их покрышками с технологией run-flat, позволяющей передвигаться даже на спущенном колесе. В то время как бюджетные модели укомплектованы набором герметиков, позволяющих временно заделать небольшой прокол в пути, причём в последнее время даже эти тюбики перестали входить в обязательный набор оснащения.

    Основная проблема со всеми этими альтернативными вариациями на тему запасного колеса заключается в том, что они не могут обеспечить его полноценную замену. Независимо от того, сколько километров вы проедете на спущенном колесе даже с установленной покрышкой run-flat – вы испортите её. Как только вы доберётесь до ближайшего шиномонтажа, вам предложат немедленную замену на новую.

    Кроме того, в случае бокового пореза, несмотря на всю технологичность, на таком колесе ехать невозможно.

    Примерно то же самое можно сказать и про вышеупомянутые наборы для герметизации, которые можно использовать исключительно для заделки мелких проколов. Если же покрышка была разорвана, то ничего кроме полноценной запаски вам не поможет.

    Среди лучших автомобилей для дальних поездок, которые только можно приобрести сейчас, нет таких, которые бы обладали опцией в виде складного запасного колеса, а ведь мы ведём речь о Porsche Panamera в версии Sport Turismo или Mercedes-AMG E63 S, а также других подобных моделях. Понятно, что необходимость в эффективных тормозных дисках заставляет увеличивать диаметр колеса, в результате чего запаска может достигать внушительных размеров и занимать практически весь внутренний объём багажника.

    [​IMG]

    Исследование 2015 года, проведенное в США, где эта проблема на самом деле менее распространена, чем в Европе, показало, что не менее 36% всех проданных новых автомобилей не имеют запасного колеса. Только у 5% машин был подобный недостаток в 2006 году. С учетом сказанного мы сейчас выступаем за возрождение полноразмерной запаски и надеемся, что многие из вас начнут делать то же самое, иначе перед нами прорисовывается весьма неприятная перспектива вовсе остаться без "запасок".

    Источник: http://www.1gai.ru/publ/518402-problema-zapasnogo-kolesa-v-avtomobile-obzor-rassuzhdenie.html @ 1gai.ru
     
    Valery Dubovitsky нравится это.

Поделиться этой страницей