Как в СССР покупали иномарки

Тема в разделе "Разговоры на авто темы", создана пользователем Ковалев Сергей, 30 мар 2017.

  1. Ковалев Сергей

    Ковалев Сергей Administrator Команда форума Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    7.050
    Симпатии:
    6.505
    Баллы:
    113
    Город:
    Москва
    Автомобиль:
    XK (X150)
    Автомобиль #2:
    XJS
    Автомобиль #3:
    XJ (Series 1)
    Автомобиль #4:
    XJ (XJ81)
    Комплектация:
    Максимум на тот момент))
    Год a/м:
    1971, 1985,1994, 2009
    Гос. номер:
    Р291АК, Р292АК, У510АР
    Двигатель:
    4.2 R6; 5.3 V12, 5.0 V8 SCH
    Цвет:
    Серебристый, Grenadier Red, White
    [​IMG]

    Как в СССР покупали иномарки Иномарки в СССР были не средством передвижения, а небывалой роскошью. Позволить себе купить заграничную машину могли далеко не все. А кто каким-то образом покупал - могли об этом пожалеть, а то и лишиться свободы.

    Атрибут роскоши.

    Легковой автомобиль иностранного производства на дорогах СССР был редким явлением. Как ни одна другая вещь он позволял подчеркнуть статус ее владельца. О редкости иномарок в Советском Союзе может свидетельствовать хотя бы тот факт, что Владимир Высоцкий, по данным московского ГАИ, был единственным на тот момент в столице владельцем «Мерседеса». Обладателями экзотического в стране товара долгое время были ограниченные категории населения, в числе которых дипломаты, артисты, чиновники, спортсмены, летчики. Только с наступлением перестройки купить себе иномарку мог любой обладающий нужной суммой денег. В большинстве случаев нелегально. Одним из первых, кто начал пользоваться в СССР иностранным автомобилем был Ленин, разъезжавший с водителем на «Роллс-Ройсе» из императорского гаража. Но первым владельцем иномарки следует назвать Владимира Маяковского, привезшего в конце 1920-х годов из Парижа «Рено». Долгое время иномарка в СССР была скорее штучным товаром. Многое изменилось в 1959 году, когда «Американская национальная выставка» в Сокольниках продемонстрировала посетителям продукцию своего автопрома. Выставочные экземпляры так и не вернулись на родину и были проданы иностранным дипмиссиям, а через некоторое время машины достались наиболее состоятельным гражданам СССР.

    Способы приобретения.

    Иномарки в СССР имели разное происхождение. Это были трофейные, полученные по ленд-лизу, подарочные или покупные автомобили. На трофейных машинах разъезжали маршал Жуков и композитор Богословский. Последний приобрел свой кабриолет Steyr только по спецразрешению Молотова. Один из основных каналов поступления иномарок в СССР шел через дипломатов. Когда приходило время переезда дипломата за рубеж он сдавал автомобиль в специальный комиссионный магазин, через который его могли купить другие граждане. Так иномарки появились у актера Андрея Миронова и космонавта Алексея Леонова. Нередко иномарка преподносилась в качестве дорогого подарка. Юрий Гагарин, проявлявший интерес к хорошим машинам, но не имевший возможности их приобрести, получил в дар от французского автопроизводителя спорткар Matra Bonnet. А Галине Улановой Пьер Карден подарил «Ситроен ДС». В большом количестве всевозможную «автоэкзотику» везли моряки. Они сильно рисковали, так как за рейс разрешено было провезти только один автомобиль. В портовых городах – Риге, Одессе, Калининграде, Мурманске – иностранные автомобили были не такой уж редкостью. Более широкому распространению иномарок в СССР поспособствовало снижение в конце 1970-х годов таможенных пошлин на подержанные автомобили. Этим воспользовались артисты, которые активно везли «секонд-хенд» на родину. Именно знаменитости, в отличие от «подпольных миллионеров», могли открыто демонстрировать свои приобретения и, в отличие от чиновников, свободно выбирать машину, а не получать ее по разнарядке. Артисты во время зарубежных гастролей как правило покупали иномарку за честно заработанную валюту, оплачивали таможенные сборы, получали разрешение от Министерства культуры и ставили машину на учет.

    Проблемная техника.

    Иномарка была не только объектом гордости автовладельца, но и предметом постоянных хлопот. Гражданин, законно приобретший иностранный автомобиль, в течение года не имел право его продавать, за исключением случаев, когда машина попадала в ДТП. Кроме этого, подержанные иномарки на отечественных дорогах быстро ломались, а найти запчасти было целой проблемой. Владелец понимал: нужно избавляться от автомобиля, пока он еще что-то стоит. Машины продавали на «фестивале» – так в народе называли открытую площадку купли-продажи автомобилей, расположившуюся в столичном «Южном порту». Зачастую сумма, которую выручал автовладелец от сделки не только в разы превышала затраты на покупку и растаможку автомобиля, но и выгодно отличалась от суммы прописанной в документах. В 1980-х годах авторынок «Южного порта» приобрел откровенно криминальную репутацию. Там заправляла так называемая Южнопортовая ОПГ, представленная выходцами с кавказского региона. Глава ОПГ Николай Сулейманов персонально курировал «фирменную» 11 секцию комиссионки, через которую проходили иномарки. Иногда Сулейманов и партнеры занимались настоящим разбоем, заставляя автовладельцев «дарить» понравившиеся автомобили.

    Превратности судьбы.

    Нередко проблемы с иномарками приводили к курьезным случаям. Так, известный фигурист Алексей Уланов, удачно продавший Oldsmobile Tornado 1969 года выпуска, ненадолго отлучился, оставив на сиденье автомобиля сумку с вырученными деньгами. Покупатели не растерялись и ударили по газам, неожиданно быстро справившись с диковинной автоматической коробкой передач. Однако на МКАДе машину заклинило, виной чему стал недостаточный уровень моторного масла. Печальная судьба постигла ярко-красный «Джавелин», который в Сан-Франциско приобрел Исаак Дунаевский. По доверенности на этой машине ездил сын композитора Максим. Ездил до тех пор, пока автомобиль не стал рассыпаться. С «Южным портом» Дунаевский младший решил не связываться и бросил иномарку возле гостиницы «Украина». Там она и простояла до очередного коммунистического субботника, пока сознательные граждане не сдали изъеденный ржавчиной заморский металлолом в переплавку на завод «Серп и молот».

    Иномарколюбы.

    Среди советских политиков особой любовью к иностранным авто отличался Леонид Ильич Брежнев. В его гараже были: Rolls-Royce, Lincoln Continental и несколько Cadillac. Одной из жемчужин собрания генсека был необычный 4-дверный спортивный седан Maserati Quattroporte первого поколения, подаренный ему в 1968 году руководством итальянской компартии. Среди людей искусства отличался Иван Дыховичный. В 70-е годы он владел двумя породистыми спортивными купе. Первой иномаркой режиссера была белая Alfa Romeo 1750 GTV, ранее принадлежавшая жене посла Аргентины. На смену 4-цилиндровой Alfa Romeo пришел еще более дорогой и скоростной 6-цилиндровый Fiat Dino с мотором Ferrari мощностью 180 л.с. Эту машину режиссер приобрел с помощью знакомого механика из гаража итальянского посольства.

    Переломные 80-е.

    С наступлением 1980-х информация о новинках иностранного автопрома стала активнее проникать на отечественный рынок. Практически каждый год зарубежные производители устраивали в СССР «внешнеторговые выставки». Но если в первой половине 80-х на «виртуальном рынке» доминировала европейская автотехника, в первую очередь немецкая, то во второй половине 80-х смелее о себе стали заявлять японцы. Желающих купить иномарку становилось все больше, а вот законно приобрести ее было все также сложно. Как следствие – процветание черного рынка зарубежных автомобилей, который к середине 1980-х достиг угрожающих масштабов. В результате «андроповских чисток» 1983-84 годов за подпольную торговлю иностранными автомобилями наказание понесли десятки человек. В этом деле засветилось имя экс-министра МВД Николая Щелокова, у которого были обнаружены три «Мерседеса» и один «БМВ». С началом перестройки хватка правоохранительных органов ослабла, что открыло путь к массовому завозу иномарок. Первый крупный, пока еще нелегальный канал поставок автомобилей был налажен из Японии. На грузовых судах в СССР переправлялись подержанные Toyota и Nissan. Власти не могли закрывать глаза на незаконный импорт автотранспорта, но и препятствовать этому было уже невозможно. В марте 1988 года принимается «Инструкция» о порядке перемещения через границу СССР автомобилей и другого автотранспорта, которая позволяла советским гражданам фактически беспрепятственно ввозить в страну различные виды транспортных средств для личного пользования. Поток автомобилей увеличивался лавинообразно. Статистика, опубликованная в постсоветский период, показывает, что в 1990 году в страну было завезено 34700 легковых автомобилей, а в 1991 году – уже 56300. В сентябре 1991 года, за несколько месяцев до распада Советского Союза, «Автоэкспорт» начал официальный ввоз легковых иномарок в СССР.

    Источник: Как в СССР покупали иномарки
    © Русская Семерка russian7.ru
     
    Valery Dubovitsky и Leshiy нравится это.
  2. Valery Dubovitsky

    Valery Dubovitsky Well-Known Member Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    11.433
    Симпатии:
    5.194
    Баллы:
    113
    Город:
    Подмосковье
    Импортные автомобили в СССР: модели Польши и ГДР

    Микроавтобусы, фургоны, социалистические BMW и другие представители Польши и ГДР в автопарке СССР
    Войско польско
    Выставки внешнеторгового объединения Польской Народной Республики Polmot (аналог нашего «Автоэкспорта») проводили в СССР не единожды. Причем в 1970-е выставляли чуть ли не полный модельный ряд: от «Малуха», малолитражного заднемоторного FIAT 126P, и полной гаммы FIAT 125Р, включая малосерийные экзотические версии вроде шестидверного (!) кабриолета, до больших грузовиков и автобусов. Официально поставляли в СССР, конечно, далеко не все.

    [​IMG]
    Поставки в СССР поляки начали с Nysa 501M. Автомобиль базировался на конструкции нашей «Победы», но имел верхнеклапанный мотор
    Больше всего польский автопром запомнился нашим водителям микроавтобусами и небольшими фургонами. Автомобили марок Nysa и Zuk создали еще на основе легковой Warszawa, в первой жизни — ГАЗ-М20 «Победа». Правда, они имели уже верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 2,12 л мощностью 70 л.с.

    [​IMG]
    Nysa 522-03 с 1975 года имела двухконтурную систему тормозов, в основном, по требованию СССР
    Автомобили Nysa делали в городе Ныса на заводе FSD. Поставки в СССР начали с модели 501М, но особенно много было модернизированных машин семейства Nysa M521 и, с 1975-го, — Nysa M522, отличавшихся двухконтурной системой тормозов. Помимо микроавтобусов, Союз получал фургоны, в том числе изотермические, рассчитанные на 550 кг груза и 50 кг сухого льда.

    [​IMG]
    Фургон Nysa на испытаниях на полигоне НАМИ, 1973 г.
    Конструктивным аналогом семейства Nysa был Zuk, который делали в Люблине с 1967 года. Кстати, до этого там производили ГАЗ-51. В первую очередь, к нам поставляли фургоны Zuk A-06 грузоподъемностью 950 кг. В 1969 году в СССР продали 1421 польский грузовик, но поставки постоянно росли и к середине 1970-х увеличились более чем в два раза.

    [​IMG]
    Фургон Zuk A-06 на Дмитровском полигоне
    В 1973-м полигон НАМИ провел всесторонние испытания фургонов Nysa и Zuk. В целом машины отвечали советским требованиям, но управляемость высоких автомобилей на устаревших подвесках на скоростях свыше 70 км/ч признали неудовлетворительной. Был даже небольшой скандал, поскольку получилось, что испытатели «опорочили» автомобили братской социалистической страны. В итоге отчет об испытаниях убрали в архив, а фургоны без изменений выпускали и продавали в СССР еще долгие годы.

    [​IMG]
    Устойчивость польских фургонов наши испытатели признали неудовлетворительной
    В Польше делали и широкую гамму больших грузовиков Star и Jelcz, близких по конструкции. В СССР в небольших количествах приходили Jelcz 574. Трехосные полноприводные шасси с фургонами — ремонтными мастерскими оснащались 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями рабочим объемом 4,7 л мощностью 105 л.с. Трансмиссия включала пятиступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздатку.

    Бортовой грузовик Zuk A-11М
    Польские автомобили долго работали после окончания поставок и перестройки, часто уже в частных руках. Отдельные экземпляры встречаются и сегодня.

    В СССР работало несколько польских ремонтных мастерских Jelcz 574
    СССР от народа Тюрингии
    В постановлении Советской военной администрации в Германии (СВАГ), вышедшем в 1945-м, написано, что «во имя народа Тюрингии» на заводе BMW в Айзенахе следует возродить производство автомобилей. До войны автомобили BMW делали именно там, а в Мюнхене — авиамоторы и мотоциклы. В 1945-м в Айзенах перевезли оборудование для производства кузовов фирмы Ambi-Budd, чьими услугами компания BMW пользовалась раньше, и начали выпуск предвоенных двухдверных BMW 321 и четырехдверных BMW 326. Последних сделали, правда, всего 16, а из 9 тысяч выпущенных до 1950-го BMW 321 с надежными «шестерками» объемом 2 л мощностью 45 л.с. много привезли в СССР. Машины повторяли предвоенные, тоже хорошо у нас известные, поскольку немало таких BMW попало в Союз в качестве трофеев. Завод в Айзенахе входил в советско-германское акционерное общество «Автовело», а его продукцию в Союзе в быту называли «репарационные BMW».

    [​IMG]
    Восточногерманские BMW 321 второй половины 1940-х работали в частных руках вплоть до 1980-х. Правда, как правило, уже на волговских агрегатах
    С 1949-го в СССР поставляли перелицованную модель 340 — с 55-сильным мотором с двумя карбюраторами. Тогда же автомобиль получил имя EMW (E- от Eisenach), поскольку марку BMW отспорили-таки баварцы. К этому времени и Советская оккупационная зона стала Германской Демократической Республикой (ГДР), а Тюрингия — округом Эрфурт.

    [​IMG]
    В СССР было довольно много и EMW 340, которые делали с 1949-го до 1955-го
     
  3. Valery Dubovitsky

    Valery Dubovitsky Well-Known Member Член Клуба JCR Почётный член Клуба

    Сообщения:
    11.433
    Симпатии:
    5.194
    Баллы:
    113
    Город:
    Подмосковье
    Немецкие народные
    Практически все заводы ГДР имели перед названием приставку VEB — народное предприятие. А старые немецкие марки постепенно заменяли новыми.

    [​IMG]
    Framo V901 в Союз привозили, в основном, в варианте фургонов
    Помимо легковых автомобилей, вскоре после войны в СССР стали приходить фургоны Framo. Заявленная грузоподъемность была около тонны. При этом машины оснащали трехцилиндровыми двухтактными двигателями предвоенной конструкции DKW (таких трофейных машин в СССР тоже было много) мощностью 24 л.с., потом — 28 л.с. Позднее фургоны — уже новые бескапотные — получили имя Barkas. Но такие машины официально к нам уже не поставляли, в их классе выступали наши РАФы, УАЗы и ЕрАЗы, а также упомянутые польские микроавтобусы и фургоны.

    [​IMG]
    Бортовой грузовик Robur LO3000
    Зато в СССР приходили среднетоннажные грузовики Robur LO3000. Трехтонные машины с бескапотной кабиной оснащали 4-цилиндровыми бензиновыми моторами рабочим объемом 3,34 л мощностью 75 л.с. В основном, поставляли фургоны, были также бортовые грузовики и даже немногочисленные автобусы.

    [​IMG]
    Автобус на базе грузового Robur
    Еще больше по нашим дорогам ездило восточногерманских грузовиков IFA W50, главным образом, моноприводных, меньше — с колесной формулой 4x4. Автомобили базовой грузоподъемностью 5000 кг (примерно наш ЗИЛ-130) выгодно отличались не только удобной кабиной, но и достаточно современным 4-цилиндровым дизелем рабочим объемом 6,56 л мощностью 125 л.с. Под маркой IFA в СССР работали фургоны и самосвалы.

    [​IMG]
    Самосвал IFA W50LK грузоподъемностью 5000 кг
    Восточногерманское присутствие в СССР, конечно, невозможно вспоминать без маленьких смешных машинок марки Multicar. Их активно закупали к Олимпиаде-80 в виде коммунальных — снегоуборочных и подметально-поливомоечных — машин. Multicar 25 делали с двумя базами (1970 мм и 2625 мм) и с 4-цилиндровым дизелем рабочим объемом 2 л мощностью 45 л.с. Уже к 1983 году в СССР работали около 4000 таких машин, и поставки активно продолжались. Помимо коммунальных, встречались бортовые грузовички и фургоны. Эти экономичные, компактные автомобили потом, уже в перестроечные времена, особенно охотно приобретали частники.

    [​IMG]
    Полноприводных IFA W50LA у нас было немного
    Наконец, промышленность ГДР внесла необычный вклад и в историю столичного городского транспорта. Во второй половине 1950-х москвичи во все глаза смотрели на три необычные машины. По Ленинскому проспекту ходили два двухэтажных DO56 марки Lowa. Их немало работало и в Берлине. Автобусы высотой 4080 мм оснащались 9-литровыми дизелями мощностью 120 л.с. и пятиступенчатыми коробками передач. Вместимость — 52 сидячих и 20 стоячих пассажиров. И дети, конечно, тянули родителей на второй этаж.

    [​IMG]
    Multicar в зимнем варианте
    Третья машина, привезенная в СССР в единственном экземпляре (а сделали их всего восемь), была еще более экзотической. Капотный «носатый» тягач IFA с тем же 120-сильным дизелем тянул двухэтажный полуприцеп на 100 пассажиров! Все это сооружение под именем DO S6 имело длину более 15 м.

    [​IMG]
    Немецкие машинки делали в самых разных исполнениях, в том числе в виде бортового грузовика и самосвала
    Двухэтажные автобусы в Москве не прижились. От тех восточногерманских машин остались фотографии и веселые детские воспоминания.

    [​IMG]
    Двухэтажные автобусы в Москве. На первом плане — DO 56, сзади — D6S
    Уже в перестроечные времена в Белоруссию завезли партию легковых Wartburg 353 с 1,3-литровыми двигателями Volkswagen. Примерно в то же время возникла идея выпускать у нас безбожно устаревшие микроавтобусы и фургоны Barkas. Но это уже совсем другая история...

    Источник
     

Поделиться этой страницей