Лучший способ глубже познать себя и автомобиль – это замерзшее шведское озеро Текст: Виталий Тищенко У продвинутых посетителей Приполярья в айфонах стоит эпликейшн, отслеживающий погоду и солнечную активность. Он вычисляет вероятность северного сияния. Непродвинутые (вроде меня) уныло смотрят в непрозрачную, беззвездную черноту и идут спать. А утром слушают восторженные рассказы о том, как в полночь в небе целых две минуты полоскались призрачные полотнища Aurora Borealis, и вот, смотрите, телефон их почти сфотографировал, хотя аппаратом было бы лучше, но аппаратом никто не успел, вот только он, но он, конечно, всем перешлет, хотя в инстаграм, гад, все равно выложит первым. Так что нет, не за плохими фото зеленой электромагнитной кисеи в небесах надо ехать на Север. А тем более – в очень специальный шведский городишко Арьеплог. Уже в аэропорту – крошечном ангаре с мезозойским именем Арвидсъяур – вас встречают стойки с гордыми именами “водительских академий” большинства премиальных автобрендов Европы. Не знаю, что тут делается летом. Но зимой эти самые бренды наперегонки превращают озерный край недалеко от Полярного круга в непрерывно действующий полигон по испытанию автомобилей суровыми северными условиями. Даже в условиях глобального потепления Арьеплог остается северным форпостом автостроителей с гарантированно морозной зимой и озерным льдом, выдерживающим покатушки на любой технике. Инженеры и механики работают тут вахтовым методом – из Германии сюда еженедельно летят чартеры, набитые технарями. А местное население зимой живет, как сочинцы летом – переселяется в сараи и подсобки, а жилье сдает приезжим. Сосульки бы делать из этих людей... Впрочем, бизнес развивается, и отелей становится все больше. Недавно построили ледяной – из прессованного снега с постоянными –50 С внутри. Спать – в спальнике на оленьих шкурах, ночью в туалет – одеваться и петлять по коридорам. Места бронируют за полгода. Хотя я такое уже испытал – и завидовал своему чемодану, который ночевал в тепле. Однако на этот раз меня принимали за стойкой Jaguar Land Rover. Как всякий порядочный премиальный автобренд, JLR тоже держит на шведских озерах испытательный центр. Нам его показали – под грифом “сов. секретно, ноу фото”. Два огромных ангара за колючкой набиты прототипами – камуфлированными и не очень. Настраивают системы охлаждения и обогрева, водительскую электронику, шасси. Есть два тарированных подъема, на которые машины лезут правыми колесами по сухому подогретому асфальту, а левыми – по льду: полному приводу есть, чем заняться. Но главное творится на озерном льду. Трассы на нем прокладывает огромный грейдер: конфигурация забита в GPS, каждый год в контрольные точки суют контрольные палки – и поехали чистить, дороги будут идентичными прошлогодним. Для пущего зацепа грейдер еще и царапает лед жуткими на вид шипами на скребке-отвале. ВСКОРЕ “РАЗДАЧА УГЛА” НА F-TYPE ПРЕВРАЩАЕТСЯ ИЗ ПОВИННОСТИ В КАЙФ Но все это, товарищи, проза. А поэзия... поэзия достается клиентам JLR, купившим курс в фирменной Ice Academy, и – изредка – журналистам вроде меня. Для них/нас на озере расчищают свой набор дорожек-упражнений. И под присмотром инструкторов предлагают поднять свой водительский градус, освежив приемы управления машиной в скольжении, и, разумеется, ощутить все достоинства полноприводных моделей в бою. До седьмого пота тут не гоняют: устать не успеваешь. Но прочувствовать, насколько хорош – точен и проворен – на скользком Jaguar F-Pace, еще как! Я после льда зауважал его сильнее. И даже тяжелый и пафосный Range Rover Sport готов доставить пилоту порцию кайфа. Причем оба – на стандартных шинах Hakkapeliitta 7 SUV. А ведь есть еще и десерт – зверский F-Type S: 370 коней на задних лапах! Даже 220 четырехмиллиметровых шипов на каждой шине поначалу не помогают заставить его ехать, как хочется. При отключенной электронике чуть ошибешься с газом – и разворот. Но глаза боятся, а руки делают – и на второй день “раздача угла” на могучем Джаге превращается из сложной работы в море кайфа. Начинаешь завидовать инструкторам – пилотам “гоночного такси”: под занавес курсантов-академиков они катают на полноприводных F-Type R – 500 л.с. на 2-мм шипе, по 480 в задних и по 550 в передних шинах. Я б на таком непременно промчал – чего и вам желаю. источник https://topgearrussia.ru/reviews/34423_Severno_Ledovito_Ok_